Меню сайта
Роль семьи в формировании у детей правильного отношения к здоровью
Никто из родителей и воспитателей не будет возражать против утверждения, что развитие ребёнка, его личностных качеств во многом определяется взаимоотношениями, которые складываются у ребёнка с окружающими его близкими людьми. Точно также и отношение детей к своему здоровью в значительной степени определяется влиянием ближайшего окружения.
Систему отношений родителей к здоровью ребёнка целесообразно рассматривать по следующим направлениям:
- удовлетворение потребностей ребёнка;
- способы удовлетворение потребностей;
- стили семейного воспитания.
Удовлетворение потребностей ребёнка в семьях проявляется по-разному. Это может быть постоянное потворствование ребёнку, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых его потребностей. Нередко встречается игнорирование потребностей ребёнка, особенно духовных, потребностей в эмоциональных контактах, в общении с родителями. Удовлетворение потребностей зависит от материального благополучия семьи, от понимания родителями  насущных потребностей ребёнка, от личностных особенностей самих родителей и их личных установок и стереотипов.
Все здравомыслящие родители понимают, что их здоровье и здоровье их ребёнка – важная жизненная ценность. Однако отношение родителей к здоровью ребёнка нередко носит формальный характер. На задаваемые вопросы  родителям  детей, посещающих  детский сад, школу-интернат или общеобразовательную школу «Что нужно ребёнку, чтобы он был здоров?» большинство родителей  утверждают: «Хорошее питание», «Свежий воздух», «Хорошее медицинское обслуживание» и т.д. Никто не обратил внимание на то, что для здоровья ребёнка важно и полноценное общение с ним, эмоциональные контакты, особенно в раннем возрасте, а также понимание родителями истинных потребностей ребёнка.
Крайне негативное влияние на формирование отношения к здоровью оказывают ранние психические депривации ребёнка. Так, у ребёнка брошенного матерью в раннем возрасте, формируется недоверие к окружающему  его миру. В дальнейшем это может проявиться в искажённой самооценке, многочисленных страхах, конфликтном поведении, настороженном отношении к окружающим.
Способы удовлетворения потребностей ребёнка, особенно в ранний  возрастной период, оказывают существенное влияние на формирование его отношения к собственному здоровью. Ребёнок очень рано сталкивается с тем, что не все его желания могут быть удовлетворены, а значит, он должен принять ограничения, запреты. В результате возникает конфликт между»хочу» и «нельзя».
Особенно важным в развитии отношения к здоровью является правильное формирование потребности у ребёнка в соблюдении элементарных гигиенических норм и правил. Приучение ребёнка к  постоянному соблюдению гигиенических норм (чистка зубов, мытьё рук и т.д.), дело очень трудное. Формирование потребности у ребёнка в соблюдении элементарных гигиенических норм и правил в обязательном порядке должно продолжаться и в детском саду, школе, школе-интернате.
Не менее важно в формировании отношения к здоровью ребёнка отношение родителей к активности и деятельности ребёнка. Если родители постоянно обесценивают деятельность ребёнка (Ты мог бы лучше сделать, Ты мог бы всё съесть), то у ребёнка формируется страх неудачи (Не буду даже пробовать, всё равно не вкусно и не схем), и на этом фоне выявляется личностная зависимость от родителей (мама не любит печёнку и я не хочу).
Это проявляется в неадекватно низкой самооценке ребёнка, в подражательном поведении, в несамостоятельности. Ребёнок таких родителей часто ощущает себя нездоровым, слабым, неудачником. В подростковом возрасте могут проявляться такие негативные поведенческие реакции, как отказ, протест, оппозиция. Ребёнок активно протестует против навязывания  пищевых вкусов родителей, повышенных требований к нему. Протест может проявляться и в форме ранней алкоголизации, токсикомании, наркомании, причём у таких подростков часто формируется групповая психическая зависимость. Пример: работа профилактория в ПУ№ 50, отказ от рыбного супа на двух столах.
Стили семейного воспитания  играют далеко не последнюю роль в формировании у ребёнка отношения к здоровью.
Рассмотрим три типа неправильного воспитания, практикуемых родителями, больных неврозами:
  • воспитание по типу  А (неприятие, эмоциональное отвержение);
  • воспитание по типу  Б (гиперсоциализирующее), что проявляется в тревожно-мнительной концентрации родителей на состоянии здоровья ребёнка, его социальном статусе;
  • воспитание по типу  В (эгоцентрическое), когда ребёнок – «кумир семьи» и внимание всех членов семьи сосредоточено на нём.
Высказанные  выше стили воспитания оказывают патогенное влияние на отношение ребёнка к своему здоровью.
 Крайне негативное влияние на отношение к здоровью оказывает  воспитание по типу А. Между родителями и ребёнком (этого типа) отсутствуют  эмоционально – доверительные контакты и ребёнок отвергает всё, что ему предлагается (в качестве питания) в образовательном учреждении. Такого ребёнка, очень долго и кропотливо приучают доверять специалистам, организующим питание в учреждении, (идёт поэтапное приучение к общему столу, развивается у ребёнка разновкусье и т.д.). Именно для родителей с таким типом воспитания необходимо в учреждении на видном месте вывешивать ежедневное меню, обучать родителей преемственности  питания в выходные дни, информировать родителей о  рациональном питании (детский сад);  
проводить потребительские конференции, знакомить родителей и родительский комитет с качеством приготовленной пищи – предоставлять возможность дегустации блюд, предлагаемых их детям, информировать о рациональном питании (школы).
Тип воспитания Б, проявляющийся в тревожно-мнительной концентрации родителей на состоянии здоровья ребёнка, формирует у него ипохондрию, несамостоятельность, комплекс неполноценности. Обострённое внимание и забота о ребёнке при таком стиле сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов.
В подростковом возрасте этот стиль воспитания формирует нерешительность,  неумение постоять за себя, повышенную тревожность о своём здоровье. У некоторых подростков наблюдается своеобразный уход в болезнь, которой не существует. В отдельных случаях при таком стиле семейного воспитания в подростковом возрасте наблюдаются реакции протеста. Подросток, как бы назло родителям, начинает экспериментировать над собой: голодает, не есть белковую пищу и т.д. Если у таких детей в младшем школьном возрасте наблюдается заниженная самооценка здоровья, то в подростковом возрасте – самооценка здоровья – неадекватно завышена.
 У детей с таким типом воспитания часто выражено  неумение составить свой  личный рацион питания во время нахождения в школе.
Ситуация за столом: один ученик пошутил, что картофельное пюре прокисло,  и именно ребёнок с таким типом воспитания  в семье не будет есть это пюре, хотя все остальные его съедят. Этот ребёнок не будет даже пробовать блюдо.
Тип воспитания В способствует формированию у ребёнка эгоцентризма, аффективной неустойчивости, что крайне негативно отражается на отношении к здоровью. С одной стороны, у ребёнка формируется повышенная фиксация на проблемах своего здоровья, с другой – когда надо принять необходимые меры по поддержанию и сохранению здоровья, такой ребёнок испытывает существенные трудности: отказывается от посещения врача, склонен преувеличивать свою болезнь, не соблюдает профилактические мероприятия (соблюдение режим дня, занятия спортом).
В процессе психологического анализа влияния особенностей воспитания детей на их отношение к здоровью следует выделять следующие параметры родительского поведения:
* Степень родительского контроля. Интенсивность контролирующих действий родителей оказывает двоякое влияние на отношение ребёнка к своему здоровью. Умеренный родительский контроль  способствует развитию у него элементарных гигиенических навыков и адекватного отношения к  своему здоровью.
Постоянный контроль  может сформировать у ребёнка склонность к зависимому, подражательному поведению, негативизм при требованиях к выполнению элементарных норм и  правил ухода за своим телом. При неразумном контроле у ребёнка может возникнуть эмоциональный дискомфорт, что является благоприятным фоном для развития искажённой самооценки здоровья.
* Неадекватность требований родителей по отношению к ребёнку, которая может быть обусловлена двумя факторами:
  – непониманием родителей потребностей ребёнка,
  – или проекций на ребёнка своих нереализованных планов.
Например: мать не  ест мясо – она вегетарианка, считает потреблении мяса вредным. Это неразумное требование искажает самооценку ребёнка, способствует  формирования комплекса неполноценности,  вызывает у ребёнка  чувство протеста. В школе же все кушают котлету, а я? Разумные требования родителей в значительной степени определяются знанием физических и психических возможностей ребёнка (это просветительская работа медицинского работника в детском саду, школе, школе-интернате).
* Способы общения родителей с детьми.
В практике можно выделить два стиля общения с ребёнком: авторитарный и демократический.
Родители с авторитарным стилем общения не склонны чётко и однозначно выражать свои тебования к ребёнку, они раздражаются, прибегают к косвенным методам в форме крика, ругани, жёсткого наказания.
Например, такие родители, внушая ребёнку необходимость соблюдения элементарных гигиенических норм и правил, часто вызывают у ребёнка негативную реакцию.
Родители с демократическим стилем общения стремяться использовать разнообразные воспитательные методы, чтобы добиться от ребёнка послушания, обосновывают свою точку зрения, готовы обсуждать с ребёнком проблемы питания, здоровья, выслушать их аргументацию.
* Степень эмоциональных контрактов.
Этот параметр  проявляется в эмоциональной поддержке ребёнка, в способности родителей выражать сочувствие, любовь и тёплое отношение к ребёнку. Степень эмоциональных контактов зависит от эмоциональной зрелости  самих родителей. Отсутствие или слабое проявление эмоциональных контактов искажает Я-концепцию ребёнка и негативно отражается на его отношении к своему здоровью.
Отношение ребёнка к здоровью в значительной степени определяется особенностями его семейного воспитания. Адекватный контроль, разумные требования к ребёнку в сочетании с эмоциональным принятием его и демократическим стилем общения с ним способствует адекватному отношению ребёнка к своему здоровью и в частности , к питанию.