Меню сайта
 
Экскурсия по музею «Ильинская сторонка»
муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Ильинская основная школа"
 
А сейчас мы предлагаем совершить путешествие по школьному музею, организатором  создателем которого является Силантьева Александра Николаевна, бывший директор нашей школы.
Экспонаты и материалы собирались с 1989 года. Большой вклад в создание музея внесли жители нашего села и ученики школы.
В нашем музее имеются экспозиции: «Как хлеб на стол пришёл», «Валдайская легенда», «Из бабушкиного сундука», «Денежный счёт на Руси», «В гостях у самовара», «Как рубашка в поле выросла», о которых сейчас нам расскажут ребята.
Изба.
Наш музей представлен в виде деревянной избы, так как преобладающим жилищем населения России на многие века была именно деревянная изба. В старину на Руси существовало поверье, что в деревянных домах жизнь здоровее.
Основным элементом любого деревянного сооружения оставался четырёхугольный сруб – прямоугольная клетка из брёвен. Его возводили обычно из мелкослойной сосны, ели, лиственницы. Главным инструментом при постройке русских деревянных сооружений был топор. Отсюда говорят: «Не построить дом, а срубить». Пилу стали применять в конце XVIII в.
Крестьянское жилище состояло из клети, избы, сеней, горницы, подклети и чулана. Основное жилое помещение – изба с русской печью.
Печь.
Печь устанавливали у входа, справа или слева от дверей. Она занимала много места, завершалась плоской поверхностью – лежанкой. Печь играла главную роль в жизни людей. Если в доме не было печи, он считался нежилым. Она отапливала жильё, на печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. В печи готовили пищу, выпекали хлеб, мылись, парились. Парение в печи считалось одним из наиболее эффективных способов лечения от любых болезней. Женщины в печи даже рожали, поэтому есть такая поговорка «Печь нам мать родная».
По народным поверьям под печью или за нею живёт домовой, покровитель домашнего очага.
 
От устья печи располагался печной угол. Он считался исключительно женским пространством, в нём располагалась вся утварь. Утварь – это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, различные емкости для подачи пищи на стол.
Основные типы домашней и хозяйственной утвари, которыми пользовались русские крестьяне в XIX – нач. XX века, сложились ещё в древности. Внешний облик посуды X – XIII вв. имел сходный вид с утварью XIX в.
Ухват – устройство для передвигания горшков и чугунков в печи. В народе сложилась такая загадка, которая даёт его описание и предназначение: «Рогат да не бык, хватает да не сыт, людям отдаёт, а сам на отдых не идёт».
Сковородник – предназначался для захватывания и вынимания из печи горячей сковороды. Люди говорили: «Сидит курочка на золотых яичках, а хвост деревянный» (это сковорода на горячих углях и сковородник).
Кочерга – предназначалась для размешивания углей в печи, сгребания жара. Кочерга использовалась, как и другие предметы, связанные с очагом и печью в обрядовых действиях. Например, кочергу клали на порог, прежде чем выгнать коров в Егорьев день.
Кринка – глиняный сосуд ля хранения и подачи молока на стол. Форма горл, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании даёт толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой.
Корыто – в крестьянском хозяйстве имело разнообразное назначение: для замачивания и стирки белья, для купания младенцев, для кормления скота. Корыто выдалбливалось из ствола дерева, преимуществен липы, осины. Имело всегда вытянутую форму с закруглённым дном, невысокими бортами.
Корзина – емкость для сбора ягод, грибов, плодов, овощей, орехов. По форме они могли быть прямоугольные, круглые, овальные. Отправляясь в лес за ягодами, грибами, девушки гадали, подбрасывая вверх пустые корзины. Если корзинка падала на землю дном – это означало, что она будет полной, если набок – то наполовину, а если вверх дном – пустой.
 
Занятия людей.
Основным занятием наших предков было земледелие, так как хлеб был главной пищей. В нашей области существовало подсечно-огневое земледелие. Самым ответственным был сев. На сев выходили в безветренный день, босиком.
Из лукошка, привязанного к груди, горстями разбрасывали зерно. О чём гласит поговорка «Посеяно с лукошка, так и выросло немножко».
В конце лета наступала страда (жатва).
Убирали хлеб серпами – инструмент, состоящий из полукруглого лезвия и деревянной ручки. Колосья сжинали серпами и вязали в снопы.
Сушили и обмолачивали цепами – приспособление, состоящее из круглой биты, которая свободно, чтобы могла легко двигаться, приколачивалась к основанию-ручке кожаным ремнём. Ею колотили по снопам. Зерно отскакивало, его собирали и везли на мельницу.
Но часто пользовались и ручными мельницами – жерновами. В серединное отверстие засыпали зерно и за ручку вращали жернов, таким образом зерно перетиралось и получалась мука. В основном перемалывали пшеницу, ячмень, овёс. Мололи зерно и на крупу, для приготовления каш; и на муку, для выпечки хлеба.
Здесь мы видим также дупельку – из цельного ствола дерева выбирали сердцевину, дно было вставным. В них хранили муку, зерно, то есть сыпучие продукты.
Лопаточник – плели из коры, и когда шли на покос, его привязывали н пояс, чтобы положить брусок для заточки косы.
Также в быту использовали тёрки для картофеля и свеклы: при помощи ремня вал приводили в движение и таким образом картофель претирался.
Выращивание льна.
Широко распространено было и выращивание льна, так как одежду в основном шили из льняного полотна. Технология производства льняной ткани не проста:
  • Когда лён созревал, его выдёргивали с корнем, вязали в снопы и ставили на поле сохнуть.
  • Когда лён просох, у него обмолачивали головки, чтобы собрать семя, которое шло на масло, в пищу и на семена на будущий год.
  • Затем лён топили в речке и оставляли на несколько дней в воде.
  • Недели через две вынимали его из воды, сушили, мяли доской на гумне.
  • Затем колотили трепалом, чтобы отлетела кострика.
  • Вытрепавший лён чесали гребнем
до тех пор, пока он не сделается мягким и шелковистым – называется кудель.
  • Кудель надевали на прялки
и пряли с помощью веретена нити.
  • Из полученных нитей ткали ткани на станке полотно для одежды, покрывала, наматрасники, половики.
Половик предназначался для настилания поверхности пола, они обычно были длинными, узкими. Материалом для половиков служили грубые, толстые нитки, верёвки, полосы из старых тряпок.
Несмотря на трудности жизни, наши прабабушки особое внимание уделяли стирке белья.
Это валёк – прямоугольный вытянутый брусок, с короткой рукоятью. Лицевая сторона делалась гладкой, её украшали затейливой резьбой или росписью. Часто преподносили в подарок, поэтому можно рассмотреть и инициалы. Валёк использовали для выколачивания белья при полоскании на реке, так как стирали щёлоком – это слегка мыльный раствор, получаемый из древесины. А для разглаживания белья применяли вот такие каталки – их ещё называли рубель – деревянный, вытянутый брусок, с округлой ручкой. На рабочей стороне делались поперечные рубцы. Для этого разглаживаемую ткань плотно накатывали на цилиндрический дерев – каток, а сверху проглаживали рубелем, который с силой прижимали обеими руками за рукоять и противоположный конец.
Также мы здесь видим два вида утюгов: сначала появились вот такие чугунные утюги, которые необходимо было нагревать на печи; затем стали использовать утюги, в которые засыпали горячие угли, они уже дольше оставались горячими.
 
Время отдыха и веселья.
Жизнь русских людей в прошлом состояла из череды будней и праздников. После уборки урожая, долгими зимними вечерами, сначала при свете лучины, а потом появились семилинейные лампы, парни и девушки собирались на посиделки.
Посиделочное время делилось на 2 части: рабочее и праздное. Праздная часть проходила совместно, где юноши и девушки могли петь песни, частушки под гармошку, танцевать под музыку граммофона.
Рабочее время проходило в девичьем составе: кто прял нити, кто вышивал крестом, настилом, кто ткал.
Работа сопровождалась пением:
Позолоченная прялица,
Мы прядём, а нитка тянется,
Мы прядём, а нитка тянется,
Нам работа наша нравится…
Девушки вязали крючком кружева для подзоров, подвесов, скатертей, прошвы для наволочек.
Подзор – это декоративная деталь, украшавшая постель в крестьянском жилище. Имелись подзоры передний (на переднюю стенку кровати) и задний (на заднюю), изготовлены они уже с помощью швейной машинки. Чаще использовали геометрический, растительный орнамент.
Здесь мы видим рушник, изготовленный из белого, тонкого домашнего холста, концы которого отделывали вышивкой, кружевом. Его вешали на крюк на стене, поэтому он назывался ещё «накрючник», использовали для украшения стен избы по праздичным дням.
Полотенце играло большую роль в обрядовой жизни русской деревни. Оно было важным атрибутом свадебного, родильного, погребально-поминального ритуалов. В день свадьбы полотенце использовалось невестой в качестве фаты, считалось, что оно предохранит её от дурного глаза, порчи.
Бельё, одежду, предметы домашнего обихода хранили в сундуках. Их изготавливали из дерева различной породы: сосна, ель, кедр, дуб, липа, осина. Производились сундуки самых разных размеров. В доме имелось даже несколько сундуков, что являлось мерилом достатка. Они служили обязательной частью приданого невесты и хранилищем её одежды. Сундуки украшали полосками жести, набивали прямую или косую решётку, или полностью ковали железные, чтобы уберечь от пожара что в нём находится.
В старину русская одежда была одинакова у знатных и незнатных, различалась только качеством убранства. Общей необходимой частью одежды была рубаха. Рубахи шили из льняного полотна, украшали вышивками. Узор располагался на вороте, оплечьях, рукавах, подоле. Рубаху-покосницу девушки носили даже без сарафана. Само слово «сарафан» восточного происхождения, означает «одетый с головы до ног». По своему покрою сарафаны были разнообразные: прямые и расклешенные, косоклинные и распашные (кукла).
 
Самовар.
В нашем музее имеется самовар. Пришли самовары в Россию из Западной Европы в XVIII в. Широкое распространение получили в XIX в. Тогда на Руси много мастеров-самоварников появилось. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим и красивым. Делали их разными по форме, украшали богатыми узорами, приделывали краники, ручки, шапочки разные. Есть самовары, похожие на вазы, на бокалы, на круглые шары.
Чтобы приготовить чай, необходимо засыпать в жаровню раскалённые угли из печки, снять конфорку, поставить трубу и в душник печи. Конфорка надевалась для красоты и на неё ставили заварочный чайник.
На обеденный стол ставили чашки с блюдцами и чайными ложечками. Здесь мы видим фарфоровую посуду, изготовленную на фабрике Кузнецова до революции. Конечно такую роскошь могли себе позволить только зажиточные люди. Столовая посуда простых людей была деревянной и глиняной, а также оловянной. Тарелки ставили на стол только для гостей, сахарницу с колотым сахаром, ситечко, щипцы, блюдо с пирогами. Чай разливала хозяйка или старшая дочь. Вместо чая заваривали листья земляники, смородины, цветы липы, Иван-чая и другие травы. Вместо сахара часто использовали мёд.
Вообще самовары очень ценились. Их наличие в семье говорило о её благополучии, достаточности. Хорошие самовары давались дочерям в приданое. Самовары продавались на вес и поштучно. Стоимость их была различной и зависела от размеров, используемого металла, наличия украшений. Самовары на вес продавались по 15 рублей за пуд. Один хороший самовар мог стоить от 3 до 10 рублей. Но были и стоимостью в 100 рублей. На сто рублей в середине XIX века можно было купить лошадь и сделать хорошее приданое городской невесте.
 
Денежный счёт.
Денежные знаки употреблялись на практике давно. Первоначально в качестве денег употреблялся товар, позже стали применять чеканную монету, чаще серебряную.
С развитием торговли сочли более удобным отливать уже специальные слитки, на которые перешло название «гривна», ставший рублём.
Денежные знаки складываются на Руси в 14 веке. В это время имели хождение монеты – деньга и полушка.
В Москве был введён следующий денежный счёт: рубль=200 денег=100 копеек=10 гривенников=400 полушек.
В 18 век уходят из употребления деньга и полушка.
1769 году впервые были выпущены бумажные ассигнации.
Интересна техника чеканки русских монет. Из серебра выплавляли прут, его рубили на отрезки весом по 0,68 г. Каждый слегка расплющив, вставляли меж двух штампов и ударяли по верхнему молотком. Оттиск получался с двух сторон.
К началу XX века в России ввели золотой стандарт, курс денег стал твёрдым. Но в 1914 году вспыхнула первая мировая война и из обращения стали изыматься сначала золотые и серебряные деньги, а затем и медные, так как медь шла на военное производство.
Первые советские деньги были выпущены в 1924 году. Редкими являются монеты 1925 года, так как их выпущено мало.
В годы ВОВ копейки не чеканили, сплав, из которого их делали шел на военные нужды.
В нашем музее имеются Монеты 18 века:
  • С изображением всадника
  • 5 копеек 1778 года
  • 5 копеек 18 века
Монеты 19 века
  • 1 коп. 1880 года с монограммой Павла I
  • 1 коп. 1852 и 1854 года с монограммой Николая I
  • ¼ коп. серебром с монограммой Николая I
  • 2 коп. серебром с монограммой Николая I
  • 1863 года с монограммой Александра II
  • 15. 20 копеек
  • Медные деньги: 5 коп. 1865-1870 г. г., 1 коп. 1875 г., 3 коп. 1878 г.
Монеты 20 века.
  • Монеты 20-х годов
  • Монеты 30-50-х годов
  • Монеты, ходившие до 1993 года
Бумажные деньги.
19 век – 1 рубль
20 век: 3 рубля – 1905 год
100 рублей – 1910 год
250 рублей – 1917 год
250 рублей – 1918 год
25 рублей – 1918 год
500 рублей – 1918 год
1 рубль – 1961 год
100 рублей – 1993 год
 
Валдайская легенда.
Известно, что около Гаврилов-Яма проходил тракт, и шли обозы из Москвы до Архангельска и обратно. Поэтому в нашем музее представлена экспозиция «Валдайская легенда», которая гласит: «…ещё в IX веке возник Великий Новгород, который был одним из крупнейших городов не только на Руси, но и Европы».
Московских князе давно привлекал этот город. И в 1471 году Иван III организовал поход на Новгород. Решающее сражение произошло на реке Шелони. Вечевой колокол был сброшен с колокольни и его повезли в Москву. Путь был тяжёлым, с трудом процессия добралась до Валдайской горы, люди, выбившись из сил, поднимали колокол в гору. Но тут случилось непредвиденное: колокол сорвался, ударился оземь, и раскололся на множество мелких кусочков. Долго потом жива была молва, что новгородская вольница не захотела подчиниться воле Москвы.
А из осколков ремесленники стали отливать звонкие колокольчики. Колокольчики были пожарные, сувенирные (в «знак памяти дарю сей»), театральные, корабельные («в память о службе на краснознаменном Севастополе 1939-1946 г. г.»), железнодорожные, свадебные. Каждый валдайский жених дарил невесте колокольчик, иначе матери не отдавали их замуж.
С 1802 года на колоколах появляются надписи: «Дар Валдая», «Кого люблю – тому дарю», «Купи, барин, не скупись – со мной езди – веселись», «Кто колокол купит, тот счастливым будет», «Не гонись за рублём, а гонись за славой» – это девиз валдайских мастеров.
Колокольчики привязывали на дугу запряжённой лошади, и песнь колокольчика скрашивала всаднику путь.
Помчались тройки, зазвенели колокольчики, разнося во все концы легенды и сказания о славе Новгорода, о людях, о былых сражениях.
Люди воспевали их в стихах и песнях, прославляя силу, смелость и удаль русскую.
Ф. Глинка «Тройка»
Вот мчится тройка удалая
В Казань дорогой столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Гудёт уныло под дугой.
 
Данный материал мы используем на уроках истории. Мы дорожим своим музеем, так как жизнь наших бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек – это частичка старины.
Творческие люди свою любовь к Родине воспевали в стихах:
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны!
                                                  (Н. Кончаловская)
И закончить наше путешествие хочется словами В. Солоухина:
«Откуда же пришла красота в повседневный быт, в резьбу, кружева, вышивку, песню, танец, живопись? Да из души русского человека, откуда же ещё было прийти!»